Нижегородское православное женское духовное училище
Об иконе Введение во храм

       Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря (ст. стиль - 21 ноября) -    церковный праздник, к которому Нижегородское Православное женское духовное училище приурочивает свой актовый день. 

     Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия. Велик и знаменателен настоящий день в жизни Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов. Божественный Промысл остается непостижимым Начальствам и Властям на Небесах, только через Церковь они познают, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге. 

    Все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием.  Храм — это частица Неба на земле, частица того небесного Отечества, к которому идут христиане.    Мы еще живем, странствуем в этом мире, а потому  имеем великую нужду в храме Божием и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни.   

     Каждая воспитанница Училища призвана воспринять внутреннее содержание актового дня как введение её в духовный Храм Православия, под своды Церкви, введение её - желающую и готовую открыть сердцем своим созидательную силу и красоту Божьего водительства  «Азъ есмь Путь, и Истина, и Живот». 

                

    Праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм, относящийся в Православной Церкви к разряду двунадесятых, установлен в честь события приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский Храм для посвящения Богу.                            

     Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм (светильники, знак особого торжества, приготовлены были для того, чтобы юная Мария возлюбила Храм всем сердцем). Там встретил Богоотроковицу первосвященник (по преданию, Захария, будущий отец Иоанна Крестителя) со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только один раз в году и только первосвященник мог входить с очистительной жертвенной кровью. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, и этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества.

   Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

    Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском Храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет.  

   Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесенья на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее. Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, по закону отцов, поручена заботам престарелого Иосифа, Ее Обручника.

    В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

  История праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм

    Событие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифических: греческого «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II века) и латинского Евангелия псевдо-Матфея (IX века), которые отражают устное предание.

   Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Возможно, его появление связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма.

   С VIII века праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Патриарху Константинопольскому Герману I († 733) приписываются 2 гомилии на Введение; широкое распространение имели также слова на Введение свтт. Тарасия Константинопольского и Георгия Никомидийского, что может свидетельствовать о праздновании этого события в Константинополе того времени.

     С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке. Окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV в.— Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.) еще не включали его в это число, но уже согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI–XIV вв. он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что ее статус несколько уступает статусу служб других двунадесятых праздников.

     В качестве даты праздника практически повсеместно принято 21 ноября, исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября, и практика отдельных областей Римской Церкви, где Введение было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11 ноября.

     Уже в студийских Типиконах, использовавшихся в Византии до начала XIII в., а на Руси — до начала XV в., праздничный цикл Введения включает в себя также предпразднство 20 ноября, собственно праздник 21 ноября и попразднство 22 (или 22–23) ноября. По Иерусалимскому уставу, на который в XII–XIII вв. перешли греческие, в XIV в.— южнославянские Церкви, а на рубеже XIV–XV вв.— Русская Церковь, празднование Введения образует шестидневный цикл: предпразднство составляет по прежнему один день (20 ноября), когда поются 3 последования: предпразднства, прп. Григория Декаполита и свт. Прокла Константинопольского; праздник торжественно отмечается 21 ноября (в XX–XXI вв. — 4 декабря по новому стилю); попразднство увеличено до четырех дней (22–25 ноября), включая отдание праздника в последний день.

   В описании службы Введения редакции Иерусалимского устава различаются незначительно. Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества.

    Песнопения праздника — торжественны и разнообразны. Основная часть их восходит уже ко времени господства Студийского устава. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: "Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение!"», — составлен по подобию тропаря праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.  

   Особо можно отметить, что кроме переводов с греческого среди православных славян были в древности известны и оригинальные гимнографические сочинения в честь праздника Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

    

Тропарь праздника «Введение во храм Пресвятыя Богородицы»,

  глас 4:

 Днесь благоволения Божия предображение

 и человеков спасения проповедание

в храме Божии ясно Дева является

 и Христа всем предвозвещает.

 Той и мы велегласно возопиим:

 радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

Кондак, глас 4-й.

Пречистый храм Спасов,

многоценный чертог и Дева,

священное сокровище славы Божия,

днесь вводится в дом Господень,

благодать совводящи,

яже в Дусе Божественном,

Юже воспевают Ангели Божии:

Сия есть селение небесное.

 

 

Величание   праздника «Введение во храм Пресвятыя Богородицы»

Величаем Тя,

Пресвятая Дево,

Богоизбранная Отроковице,

И чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

 

 

 

 
наверх
Официальный сайт Нижегородского
православного женского духовного училища ©2017
Мы в контакте
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

ректор Нижегородской духовной семинарии и Нижегородского Православного женского духовного училища